Полезные материалы

Иерархия: как выйти за ее пределы

Традиционные иерархические структуры по-прежнему очень распространены в корпоративном ландшафте по всему миру. Но у них есть много недостатков. В этих структурах, часто визуализируемых в виде пирамиды, наверху находятся самые авторитетные профессионалы, а внизу – передовые сотрудники. Решения принимаются наверху, и информация течет вниз. Часто она не доходит до своего адресата в самом низу пирамиды. Но не только в этом дело. У традиционной иерархической структуры есть множество недостатков:
1.Сложная цепочка принятия решений
Иерархия может замедлить процесс принятия решений. Необходимость получения одобрения от нескольких уровней руководства может привести к задержкам и неэффективности.
2.Несоответствия в управлении
Разные уровни руководства могут иметь разные стили руководства, цели и ожидания. Это может привести к путанице, влияющей на производительность и удовлетворенность работой.
3.Сложные коммуникации
Часто информации приходится перемещаться по вертикали между уровнями и по горизонтали между командами, что приводит к задержкам и искажениям. Если она вообще доходит до низов: иерархии часто совершенно непрозрачны. Это приводит к недопониманию, слухам и другим сложности.
4.Сотрудничество прекращается
Исследования показывают, что в иерархической структуре команды больше сосредотачиваются на самих себе и сотрудники ощущают большую потребность постоять за себя. Это может происходить в том числе и за счет других.

Но каковы альтернативы традиционной корпоративной иерархии?

Существует несколько вариантов плоских организационных структур за пределами традиционной иерархической организационной схемы. Эти структуры успешно реализованы в различных компаниях по всему миру.

Холакратия

Холакратия – это практика самоуправления, при которой полномочия распределяются по всем уровням организации. Вместо традиционной иерархии здесь используется набор правил и процедур. Они собраны в «конституции». Власть принадлежит ролям, а не отдельным лицам, способствуя принятию решений на всех уровнях. Это гибкая структура, обеспечивающая строительные блоки для структурирования организации.
В мире довольно много организаций используют этот подход. В России – это банк Точка и множество компаний, работающих в разных отраслях экономики.
В сентябре 2024 года на конференции «Живая Компания» коллеги из Точки расскажут о том, как Холакратия помогает им быть эффективными, масштабироваться и принимать решения всегда в пользу клиентов!

NER (Новый стиль отношений)

NER, аббревиатура, производная от испанского «Nuevo Estilo de Relaciones», – это философия бизнеса, пионером которой стал Колдо Саратога. Она основана на вере в то, что люди ответственны, разумны и обладают естественной мотивацией. NER фокусируется на том, чтобы сделать людей истинным центром организации и продвигает абсолютную прозрачность, доверие, свободу и ответственность. Такой подход почти всегда приводит к созданию более вовлеченных и продуктивных рабочих мест.
Среди компаний, использующих данный подход Lancor (производство электродвигателей), Gashor (промышленные ингредиенты) и многие другие.

Социократия

Это метод, который ценит равенство в принятии решений и направлен на укрепление доверия, прозрачности и совместной ответственности. В социократической системе решения принимаются на основе консента (согласия). Это означает, что все должны согласиться с тем, что предлагаемое решение достаточно безопасно, чтобы попробовать. Или возразить, приводя аргументы, благодаря которым решение может быть улучшено.
В Социократии организация структурирована по кругам или командам, каждая из которых имеет свою собственную цель и автономию в принятии решений о способах ее достижения. Двойная связь обеспечивает коммуникацию между кругами, при этом два члена участвуют как в своем круге, так и в следующем круге более высокого уровня. Такая структура обеспечивает эффективный поток информации и совместную ответственность.
В России пионером внедрения Социократии является производственная компания Ойл Энерджи. На предстоящей конференции коллеги из Ойл Энерджи расскажут о том, как это работает, позволяя организации расти, развивать инновационный потенциал и выходить на зарубежные рынки.

Клиентократия

Это организационная структура, работающая на клиента. Им может выступать внешний заказчик, например покупатель, и внутренний заказчик, например подразделение внутри компании. Главный не начальник, а клиент, поэтому работа выстроена таким образом, чтобы закрывать именно его потребности. Продукт и те, кто его создает, клиентоцентричны. В результате, такая структура выглядит как перевернутая пирамида, где первый уровень – это не топ-менеджеры, а рядовые сотрудники, работающий напрямую с внешним клиентом. Автором этой модели является российская компания ВкусВилл.

К счастью, на этом список возможных способов формирования альтернативной организационной структуры не заканчивается, предлагая множество моделей, возникших из опыта разных компаний:
  • Амебы (Kyocera): Kyocera, японский многонациональный производитель керамики и электроники, разделен на небольшие предпринимательские подразделения, называемые амебами. Каждое подразделение состоит примерно из 5-50 человек, и все они преследуют четкую цель получения прибыли для себя.
  • Ячейки (Buurtzorg): Buurtzorg, голландская организация оказывающая патронажные услуги на дому, структурирована вокруг самоуправляемых команд-ячеек. Эти ячейки делятся сами по себе после роста до определенного размера (6-12 человек), позволяя организации масштабироваться без роста административного аппарата и увеличения управленческих уровней. На данный момент со штатом более 15 000 человек, в офисе компании работают около 50 чел. И в компании всего два уровня иерархии – основатели компании и сеть из более 1000 команд!
  • Микросообщества (Haier): У Haier есть своя собственная организационная структура, Rendanheyi. По сути, компания с 80 000 сотрудников разделена на самоуправляющиеся подразделения, которые функционируют как микропредприятия. Они также могут объединяться в микро-сообщества. Решения принимаются внутри каждого микропредприятия. Нет необходимости отчитываться перед кем-то извне.

В России тоже есть уникальный опыт подобного рода. Так, производственная компания VIRTEX FOOD из Новосибирска, изучив Холакратию, Клиентократию и другие прогрессивные способы организационного устройства, нашла свой собственный, уникальный путь – создавая экосистему как сообщество живых клеток. Подробнее об этом на конференции расскажет сооснователь компании Владимир Лим.