ЖИВАЯ КОМПАНИЯ
6 - 8 февраля 2025
IX ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО САМОУПРАВЛЕНИЮ
МОСКВА
Полезные материалы

5 cпособов создать радикально прозрачную рабочую культуру

Давайте сохраним все в секрете. Похоже, в традиционных организациях эта опция существует по умолчанию. Доступ к ценной информации ограничен несколькими руководителями.
Затем эти топ-менеджеры должны принимать все важные решения. В результате люди на местах владеют лишь небольшим количеством справочной информации — как в такой ситуации можно принимать верные решения?
Для быстрого и точного принятия решений сотрудникам нужен доступ к информации. Однако большинство из них совершенно не представляют, как на самом деле функционирует их организация и какие стратегии они должны применять.
Что мы имеем в результате секретности? Недоверие, невежество, сплетни и кое-что похуже. Как сотрудники могут быть действительно вовлечены, если они не знают последствий своих действий просто потому, что важная информация утаивается?

Радикальная прозрачность

Радикальная прозрачность жизненно важна для прогрессивных организаций – и это долгожданное изменение. Сотрудники более вовлечены в работу, работают лучше, больше верят в организацию и ее лидеров.
Но это еще не все! Прозрачная рабочая культура помимо вовлеченности и роста эффективности неизменно приводит также к росту инновационности. Ярким этому является кейс российской компании КОТЭС-инжиниринг, которой удалось совершить прорыв в области запуска угольной ТЭЦ без вреда для экологии и с существенно более низкими затратами для заказчика – об этом в сентябре 2024 г. на конференции «Живая Компания» расскажет основатель компании Дмитрий Серант. Смотреть интервью с Дмитрием.
Но как создать культуру радикальной прозрачности? О чем вам следует подумать? Как изменить то, как работает ваша организация?
Некоторые прогрессивные организации уже очень далеко продвинулись в этом вопросе. Но не волнуйтесь — вы можете начать с маленьких шагов!
Вот 5 способов, с помощью которых компании создают радикальную прозрачность. Мы начинаем с простых вариантов и переходим к более радикальным.

1. Прозрачные коммуникации

Первый, но чрезвычайно важный шаг – поощрять прозрачное общение. Простые шаги гарантируют, что все вовлечены в происходящее. Например:
  • Сделайте так, чтобы цели, действия и прогресс команды были видны на стенах или в информационной системе компании.
  • Проводите короткие ежедневные собрания (часто их называют стендапы), на которых члены команды делятся тем, что они делают, и где им нужна помощь.
  • Регулярно проводите "собрания по принятию обязательств". Это когда все договариваются о том, что будет происходить в каждой команде и к каким результатам они стремятся.
  • Поощряйте сотрудников использовать каналы связи, подобные социальным сетям, для удобного обмена информацией.
  • Повышайте прозрачность с помощью честных сессий вопросов и ответов.

2. Открыто по умолчанию

Второй шаг — сделать всю информацию общедоступной, если только нет веских причин не делать этого. Эта политика открытости по умолчанию гарантирует доступ к информации как можно большему количеству людей.
Это способствует более эффективному принятию решений и повышает вовлеченность. Используйте готовые технические решения, например, Google Диск. Тогда у каждого будет доступ ко всем видам необходимых документов.

3. Прозрачная производительность и цели

Убедитесь, что команды (и их члены) имеют доступ к данным о своей производительности. Что еще более важно, помогите им сравнивать себя с коллегами.
Например, публикуйте результаты работы команд в открытом доступе. Это создаст здоровую форму соревнования. Мы видели подобные сравнительные таблицы в таких организациях, как Buurtzorg и Handelsbanken.
Сделайте прозрачными не только финансовые показатели. Кроме того, убедитесь, что данные мотивируют людей в направлении миссии организации!

4. Прозрачные финансовые показатели

Следующий шаг – внедрение прозрачных финансовых показателей. Если вы хотите, чтобы сотрудники были по-настоящему предприимчивыми, они должны понимать, как работает компания, включая денежную часть. Итак, обучите всех основам финансовых показателей.
В Zingerman's, американской ресторанной организации, придумали мощный способ реализовать это на практике: еженедельно все сотрудники ресторана обсуждают финансовые результаты предыдущей недели, включая продажи, выручку, затраты и удовлетворенность клиентов.

5. Прозрачная заработная плата

Возможно, самый продвинутый уровень прозрачности – это открытые заработные платы для всей организации. В мире достаточно много организаций, которые достигли этого уровня. Это действительно показывает их приверженность ничего не скрывать от своих сотрудников.